Управление по образованию администрации Советского района г.Минска

ГУО "Средняя школа №53 города Минска"

220040, г.Минск, ул. Леонида Беды, 9. Тел.\факс (приёмная): 373-39-45, 395-53-26. Email: sch53@minsk.edu.by

Привычки для успешной учёбы

ПОЛЕЗНЫЕ ПРИВЫЧКИ ДЛЯ УСПЕШНОЙ УЧЕБЫ:
Эффективные учебные навыки

Можно подготовить себя для успешной учебы и сегодня, и в будущем. Постарайтесь приобрести и развивать следующие привычки:

  • Отвечайте за себя.
  • Ответственность - это осознание того, что для достижения успеха вы сами должны определить свои приоритеты, распределение времени и ресурсов.
  • Сконцентрируйтесь на своих ценностях и принципах.
  • Не позволяйте друзьям и знакомым указывать, что для вас важно.
  • Поставьте первостепенные вещи первыми.
  • Следуйте своим приоритетам и не позволяйте другим людям или их приоритетам отвлекать вас от вашей цели
  • Определите время и место своей наибольшей продуктивности.
  • Утро, день, вечер; отыщите пространство, где вы можете наиболее сосредоточиться и работать продуктивно. Расставьте приоритеты в соответствии со степенью трудности материала.
  • Показывайте себя с лучшей стороны.
  • Вы выиграете, если будете выполнять все наилучшим образом не только для себя, но и для однокашников и даже преподавателей. Если вы довольны собой, класс выступит в роли независимого эксперта вашего поведения, и его оценка может не совпадать с вашим собственным представлением.
  • Сначала поймите других, а потом старайтесь, чтобы поняли вас.
  • Когда вы с преподавателем должны обсудить спорный вопрос, например, о продлении срока выполнения задания, поставьте себя на место преподавателя. Теперь спросите себя, как лучше представить свой аргумент в его/ее ситуации.
  • Ищите наилучшее решение проблем.
  • Например, если вы не понимаете материал, не надо его перечитывать. Попробуйте что-нибудь еще! Посоветуйтесь с преподавателем, классным руководителем, одноклассником или еще с каким-нибудь специалистом.
  • Будьте требовательны к себе.

УЧИМСЯ УЧИТЬСЯ

Путь к эффективному обучению лежит через познание

  • себя
  • своей способности к обучению
  • процесса, необходимого вам для успешного обучения
  • наличия интереса и необходимой базы для изучения именно этого предмета

Кому-то легко дается физика, а заниматься теннисом он неспособен, или наоборот.
Но в любом случае процесс обучения складывается из определенных этапов.

ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ
Начните с печати этого документа и ответов на вопросы.
Затем выработайте свою стратегию в соответствии со своими ответами и другими "Рекомендациями учащимся"


Предыстория

Каковы ваши впечатления о собственной учебе? Вы

  • любите читать? решаете задачи? запоминаете? декламируете? объясняете? работаете в коллективе?
  • умеете делать выводы?
  • задаете вопросы?
  • повторяете пройденное?
  • имеете доступ к информации из разных источников?
  • любите индивидуальное или коллективное обучение?
  • предпочитаете несколько коротких занятий или одно более длительное?

Каковы ваши учебные навыки? Как они развиваются? Которые из них работают лучше? хуже?
Как лучше контролировать ваши знания? С помощью тестирования, письменного экзамена, устного опроса?

Настоящее

Насколько мне это интересно?
Сколько времени я собираюсь потратить на изучение этого предмета?
Что будет
меня отвлекать?
Есть ли условия для успешной учебы?
Что я могу контролировать, а что нет?
Могу ли я изменить условия для успешной учебы?
Что мешает мне сосредоточиться на учебе?
Есть ли у меня план? Учитывает ли этот план мой прошлый опыт и стиль обучения?

Предмет изучения

Какое название?
Какие ключевые слова?
Понимаю ли я их?
Что я уже знаю на данную тему?
Есть ли у меня знания по смежным предметам?
Какие типы ресурсов и информации могут мне помочь?
Могу ли я полагаться только на один источник информации (например, учебник)?
Надо ли мне изучать дополнительные источники?
В процессе учебы спрашиваю ли себя, насколько хорошо я усвоил пройденное?
Должен ли я двигаться быстрее или медленнее?
Если я не понимаю, задаюсь ли вопросом, почему?
Подвожу ли я периодически итоги?
Задаюсь ли вопросом о логичности?
Оцениваю ли пройденное (согласен/не согласен)?
Нужно ли мне время для того, чтобы обдумать вопрос и вернуться к нему позднее?
Нуждаюсь ли я в обсуждении с другими "учащимися" для того, чтобы обрабатывать информацию?
Нужен ли мне "авторитет", преподаватель, библиотекарь или сотрудник?

Подведение итогов

Что я сделал правильно?
Что я мог бы сделать лучше?
Мой план совпадал с "собой"?
Я выбрал правильные условия?
Был ли я последовательным и дисциплинированным?
Добился ли я успеха?
Отпраздновал ли свой успех?

Эта страничка основана на понятии "метапознания", введенном Флэвеллом (Flavell, 1976, и получившем широкое распространение. Метапознание, согласно концепции Дж. Флзйвелла, - это способность анализировать собственные мыслительные стратегии – «размышлять о мышлении» - и управлять своей познавательной деятельностью.